
Организаторы мероприятия:научно-методический журнал «Искусство в школе», Отделение Образования и культуры Российская академия образования, Научный Центр РАО МГИК, СОГБПОУ «Технологический колледж – Лицей-интернат «Феникс» и Всероссийский фестиваль Наука 0+ определили проблемное поле кластера:проблема одаренности в исследованиях мышления и творчества; диагностика одаренности и творческих способностей; предикторы творчества и условия развития одаренности; личностные аспекты развития одаренности;художественная и образовательная среда как творческая лаборатория по созданию новых педагогических и социокультурных технологий; личностное и творческое развитие обучающихся, формирование индивидуального мировосприятия, самовоспитания и саморазвития подрастающего поколения в современном полихудожественном пространстве; школьная театральная педагогика в контексте культуры и образования; творческое развитие учителя и повышение его мастерства в процессе инновационной деятельности;художественно-творческие мастерские, мастер-классы, фестивали и конкурсы в творческом развитии одаренных детей и подростков и др.
Первый кластер состоялся 27мая 2021 года, после деловой встречи Е.М. Акишиной, директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», и А.П. Панцевича, директора СОГБОУ «Лицей-интернат «Феникс», в центре внимания которой оказались актуальные проблемы современного образовательного пространства – вопросы творчества и условия развития одаренности подрастающего поколения.
Научно-методическое сотрудничество между ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» и СОГБОУ «Лицей-интернат «Феникс» велось в рамках инновационной площадки института «Предикторы творчества и условия развития одаренности учащихся и студентов» по проблеме «Предикторы творчества и условия развития одаренности учащихся в художественно-образовательном пространстве». Научным руководителем площадки стала О.В. Гальчук, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИХОиК РАО, а научным консультантом – А.А. Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Психологического института РАО, главный редактор журнала «Искусство в школе».
Андрей Петрович Панцевич высоко оценил возможности проведения Всероссийского научно-практического кластера на базе возглавляемой образовательной организации для совершенствования внутри-учебного управления развитием детской одаренности, использования методологических подходов, которые обеспечивают организационную целостность данного процесса, его соответствие особенностям управления лицеем-интернатом для одаренных детей и достижение необходимого уровня развития учащихся.
По итогам Всероссийского научно-практического кластера «Проблема одаренности в современном научно-гуманитарном знании и образовательном пространстве» был издан сборник научно-практических материалов (РИНЦ).
С октября 2022 года работа кластера осуществляется в рамках научного сотрудничества с общественно-педагогическим и научно-методическим журналом «Искусство в школе».
За пять лет, благодаря такому сотрудничеству, проведены12 совместных мероприятий по вопросам развития одаренности учащихся и студентов;7 круглых столов и более 10 семинаров и диалоговых площадок с педагогами;7 мастер-классов для учащихся; опубликовано более 50 статей педагогов в сборниках и научно-методических журналах и 8учащихся отмечены дипломами победителей и призеров Всероссийских конкурсов «Диалог искусств» и «В поисках художественных открытий».
Ежегодно в диалоговомпространствекластера в д. Мольгино Смоленской области принимали участие многие ведущие российские ученые и педагогики-практики, в частности, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»Л.Г. Савенкова; ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одаренности ФГБНУ «Психологический институт» Российской академии образованияЗ.Н. Новлянская; действительный член Академии педагогических и социальных наук, профессор кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры»А.А. Никитин; профессор кафедры образовательных технологий в филологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»Е.Р. Ядровская; Народный учитель России, член Союза писателей России, член Творческого союза художников России, директор ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей»А.Г. Сайбединов и многие другие педагоги и ученые.
В работе 5 кластера приняли участие ученые, педагоги, психологи, социологи, деятели искусства Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Чебоксары, Тверь, Новосибирск, Калининград, Тюмень, Липецк, Красноярск, Новосибирск, Донецкой Народной Республики, городов Бреста и Минска Республики Беларусь, города Будапешт – Венгрии, Кустанай – Казахстана,Пекин – Китай,обратившие внимание на высокую научную значимость, а также сложности решения проблемы одаренности в научно-образовательном пространстве, что обусловлено междисциплинарностью данного феномена.
Как отмечают участники кластера, «Одарённым детям, развитие и образование которых происходит в настоящее время, предстоит решать проблемы XXI века, поэтому нам необходимо выявить наиболее значимые из этих проблем и сформулировать те требования к одаренной личности, ее социально-психологическим и духовным ресурсам, которые дадут ей возможность реализовать свой потенциал на пользу общества».